СПЕЦИФИКАЦИЯ
экзаменационной работы по экономике 9 класс (2012 – 2013 уч. год)
1. Цель теста - итоговый контроль подготовки учащихся 9-х классов по экономике, а также уровня сформированности умений – правильное восприятие учебной задачи, контроль и корректировка собственных действий по ходу выполнения задания.
- Содержание работы определено на основании следующих документов:
1. Положение о государственной (итоговой) аттестации выпускников IX и XI классов общеобразовательных учреждений РФ
2. Решение МО учителей точных наук МОУ «Гимназия № 2» от 2.09.2012 г.
- Отбор и распределение заданий. На основе анализа обязательного минимума содержания и программных требований к знаниям, умениям и навыкам учащихся 9-го класса.
- Структура теста. Тест содержит 29 заданий по экономике, различающихся по содержанию, сложности и типу.
Предлагаются три типа заданий:
- задания с выбором ответа, к каждому из которых предлагается четыре варианта ответа, из которых только один правильный;
- задания с кратким ответом, требующие записи краткого ответа в виде числа;
- задания, требующие построение графика.
В работу включены задания двух уровней сложности – базового и повышенного. Задания базового уровня проверяют умение учащегося применять знания в знакомых ситуациях. Такие задания отрабатываются на уроках, а соответствующие знания и умения должны быть хорошо усвоены большинством учащихся. Задания повышенной сложности не превышают требований программы, но имеют большую сложность по сравнению с базовым, так как их выполнение требует последовательного поэтапного самоконтроля ученика.
Основные характеристики заданий определены в таблице.
№ |
Проверяемые элементы содержания |
Уровень сложности задания |
Тип задания |
1 |
Владение понятиями микроэкономика и макроэкономика |
Базовый |
Выбор ответа |
2 |
Умение, по исходным данным определить функцию спроса или функцию предложения. |
Базовый |
Выбор ответа |
3 |
Умение находить альтернативную стоимость |
Повышенный |
Выбор ответа |
4 |
Владение понятием КПВ и что показывает кривая производственных возможностей |
Базовый |
Выбор ответа |
5 |
Знание сущности монополии и ее видов |
Базовый |
Выбор ответа |
6 |
Знание понятия «спрос» и определяющих его факторов |
Базовый |
Выбор ответа |
7 |
Вычисление параметров рыночного равновесия при директивно устанавливаемых ценах. |
Повышенный |
Краткий ответ |
8 |
Знание теории «Эластичность спроса по доходу. Перекрестная эластичность» |
Базовый |
Выбор ответа |
9 |
Умение проанализировать причины и следствия нарушения рыночного равновесия. |
Базовый |
Выбор ответа |
10 |
Умение решить задачу на тему «Производительность» |
Базовый |
Краткий ответ
|
11 |
Умение найти из предложенных вариантов ответов примеры всех трех видов факторов производства: земли, труда и капитала. |
Базовый |
Выбор ответа |
12 |
Умение исследовать взаимосвязи рынков. Проиллюстрировать механизм установления равновесной цены, используя графическую интерпретацию. |
Повышенный |
Построение графика. Вывод с выбором ответа. |
13 |
Умение изображать графически изменения спроса и величины спроса, предложения и величины предложения, т. е. различать движение по кривым и самих кривых. |
Базовый |
Выбор ответа |
14 |
Знание закона спроса и предложения. |
Базовый |
Выбор ответа |
15 |
Как определяется цена продукции конкурентной фирмы и оптимальный объем производства. |
Повышенный |
Краткий ответ
|
16 |
Знание фундаментальных проблем экономики:
- что производить?
- как производить?
- для кого производить? |
Базовый |
Выбор ответа |
17 |
Различать типы экономических систем, знать суть, преимущества и недостатки каждой системы. |
Базовый |
Выбор ответа |
18 |
Умение анализировать рыночную ситуацию по предложенным графикам спроса или предложения. |
Базовый |
Выбор ответа |
19 |
Понимать, что такое эластичность спроса или предложения, знать и уметь пользоваться формулами коэффициента эластичности |
Базовый |
Краткий ответ
|
20 |
Распределение налогового бремени между продавцами и покупателями. |
Базовый |
Краткий ответ
|
21 |
Умение определять положительные или отрицательные внешние эффекты. |
Базовый |
Выбор ответа |
22 |
Влияние детерминантов спроса или предложения на смещения кривых спроса или предложения. |
Базовый |
Построение графика. |
23 |
Знание функций рынка. |
Базовый |
Выбор ответа |
24 |
Обоснование достоверности закона спроса. |
Базовый |
Выбор ответа |
25 |
Знание организационно-правовых форм фирмы. |
Базовый |
Выбор ответа |
26 |
Изменение КПВ, умение работать с графиком КПВ. |
Базовый |
Выбор ответа |
27 |
Знание графика кривой совершенно эластичного и совершенно неэластичного спроса. |
Базовый |
Выбор ответа |
28 |
Понимание отличий частного блага от общественного блага. |
Базовый |
Выбор ответа |
29 |
Понимание разницы между номинальным и реальным доходом. Умение вычислять реальный доход |
Базовый |
Краткий ответ
|
- Время выполнения. На выполнение работы отводится 60 минут.
- Условия применения. Для выполнения работы по экономике учащимся потребуются: черная гелиевая ручка, карандаш и линейка. Разрешается пользоваться обычным калькулятором.
- Критерии оценивания экзаменационной работы по экономике:
Тестовый балл выставляется по 33-бальной шкале, на основе первичных баллов, полученных за выполнение всех заданий работы. За верное выполнения задания базового уровня выставляется один балл. Правильное выполнение задания повышенного уровня сложности оценивается в два балла.
% выполнения работы |
количество баллов |
оценка за работу |
0 – 50 |
0 – 16 |
2 |
50 – 70 |
17 – 22 |
3 |
70 – 90 |
23 – 28 |
4 |
90 – 100 |
29 – 33 |
5 |